ТЕСТОВЫЕ СИТУАЦИИ

Тестовые ситуации — понятийная категория, которую я ввожу для описания условий и обстоятельств жизни человека, предъявляющих к нему повышенные требования. Эти повышенные требования переживаются как трудности. Причём, неважно, являются ли эти обстоятельства принципиально новыми или нет. Для возникновение тестового момента в той или иной жизненной ситуации важен сам факт её трудности для субъекта. Иначе говоря, переживание человеком трудности является надёжным признаком наличия у него тестового момента.

Каждая тестовая ситуация характеризуется известной неготовностью человека адекватно ориентироваться и действовать конструктивно. Он оказывается не в состоянии действовать легко и адекватно в таких ситуациях, так как он сталкивается с препятствием на пути к реализации своих замыслов. При этом у него на данный (тестовый) момент нет доступа к необходимым для преодоления возникшего препятствия ресурсам. Поэтому то состояние, в котором он оказывается каждый раз, когда возникает тестовый момент, эмоционально переживается как фрустрация, растерянность, раздражение, досада, бессилие, злость и т.п. И именно этот негативно эмоциональный компонент переживания субъектом тестового момента определяет такую ситуацию как трудную. Иначе говоря, трудность — это эмоциональное переживание человеком тестового момента.

Откуда же берутся тестовые моменты и соответствующие им трудности? Почему человек не может жить «легко и припеваючи» безо всяких трудностей? И может ли быть он счастлив, если он вынужден постоянно встречаться и переживать трудности в разных жизненных ситуациях? Эти далеко не праздные вопросы невольно возникают, когда задумываешься о психологической природе трудностей и их ролью в жизни человека. В контексте этого исследования, например, легко обнаружить глубинную связь между переживанием человеком трудностей и феноменом страдания. Научно-психологические, философские и практические выводы напрашиваются сами по себе….

Ответ на вопрос о причинах появления трудностей напрямую связан с природой тестового момента, обязательно возникающего в определённых закономерных условиях. Какова же природа тестового момента и тестовой ситуации? Суть тестового момента состоит в том, что попадая в тестовые ситуации, субъект каждый раз оказывается «застигнутым врасплох», не ориентируется и толком не знает что делать и как себя вести Тестовые моменты — явление закономерное в жизни каждого их нас. Причём, как бы ни был компетентен человек, каким бы обширным кругом знаний не обладал, всегда найдётся то, что он не знает и то. к чему он не готов. По этому поводу известно знаменитое высказывание великого Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю», иллюстрируемое его «кругом познания» .

 

Известное, привычное и познанное находится внутри этого круга. Некоторые исследователи называют площадь этого круга зоной комфорта. Драматизм ситуации заключается в том, что каждый стремится к расширению круга познания, с одной стороны, и к определенности, стабильности, то есть — к сохранению границ с другой стороны. Поэтому природа тестового момента характеризуется парадоксом одновременного существования двух казалось бы несовместимых тенденций: тенденцией к расширению границ (познание) и тем самым тенденцией увеличения неопределенности. Тестовый момент как раз и характеризует момент встречи человека с неизвестным. Границы круга познания или «зоны комфорта» это и есть границы нашей компетентности и наших возможностей.

Таким образом, тестовые моменты и тестовые ситуации, их содержащие обязательно содержат вызов имеющимся ограничениям. Смысл ограничений и состоит в том, что преобладает тенденция к сохранению имеющихся возможностей (из «зоны комфорта») при необходимости расширения границ (при встрече с неизвестным). Сам факт появления тестового момента означает такую необходимость: к примеру, необходимость понять чтобы простить, стать компетентным, чтобы справляться с более сложной и интересной работой, овладеть ….

Любопытен сам факт познания неизвестного и превращения его в известное для личности. Практически это один и тот же процесс. Этот факт заключается в том, что познающий расширяет сферу своей компетентности и тем самым увеличивается сфера неопределённости. А, стало быть, по мере познания мира, субъект всё больше и больше вынужден сталкиваться с испытаниями неопределённости — с тестовыми моментами и содержащих их тестовыми ситуациями. В этом как раз и заключается смысл «тяжести познания» — трудностей развития, взросления и обретения мудрости.

У каждого человека в любой момент жизни есть свой тестовый момент. Даже когда «всё хорошо», то это всегда может быть лучше и иначе. То есть у нас в любой момент жизни присутствует неосознаваемая борьба противоположных сил: стремление к «блаженству стабильности» привычного и известного и стремление к познанию нового. «Блаженны нищие духом, ибо их царствие небесное» — гласит про это библейское изречение. А встреча с новым, неизвестным (по определению !) обязательно содержит в себе вызов неопределенности, — то есть тестовый момент.

Однако, способность к преодолению человеком трудностей на пути к цели и познанию в целом — есть его свидетельство личной силы и (силы его воли и духа). Преодоление тестового момента — это преодоление неопределенности тестовой ситуации. И важным становится ответ на вопрос о том, каковы же условия и приёмы преодоления («снятия») неопределенности? Это будет материал следующей статьи. Скажем здесь только о том. что важнейшим процессом снятия неопределенности тестовой ситуации является концентрация внимания и усилий на приоритетных, — существенных аспектах трудной и неприятной для человека ситуации.

Переопределение тестового момента

Возникает любопытный вопрос: а можем ли мы помочь самим себе составить карту поиска ресурсов для успешной и счастливой жизни? Такая постановка вопроса сразу расставляет точки над I и объясняет разницу между людьми успешными и остальными. Ответ звучит следующим образом: если человек располагает картой, на которой обозначен маршрут движения к кладу — ресурсам, необходимым для получения результата, успеха, решения проблемы…., то он обязательно будет результативен, успешен и способен решать проблемы.

Важно научиться составлять такие карты. Что это означает на практике? На практике это означает, что у человека появляется чёткое представление о том, что и как следует делать в случае возникновения трудностей. Трудности всегда возникают в ситуациях, которые не совсем привычны для нас и к которым мы оказываемся неподготовленными. Такие ситуации я называю тестовыми. Именно неподготовленность человека к непривычным тестовым ситуациям является главным фактором в возникновении психологических проблем и хронического психоэмоционального напряжения.

Неподготовленность к какой-то значимой для нас ситуации как раз и свидетельствует о том, что по отношению к такой ситуации у нас нет ориентировки – у нас отсутствует карта такой ситуации.Мы каждый раз оказываемся как бы застигнутыми врасплох. Тестовые ситуации – это ситуации высокой неопределённости. Люди плохо переносят такие ситуации, так как они нарушают привычный ритм и лишают их чувства стабильности.

Recent Posts

Leave a Comment