РУКОВОДИТЕЛЬ КАК ЛИДЕР

Люди, как существа социальные, организуются вокруг эмоционально привлекательных личностей – так называемых «эмоциональных лидеров». Эмоциональный лидер обладает каким-то магнетизмом, он является центром притяжения, своеобразным магнитом. Эмоциональных лидеров так и называют: «люди-магниты». То есть, люди к ним тянутся сознательно, и их к ним тянет бессознательно. Получается, что вольно или невольно эмоциональный лидер имеет серьёзное влияние на других людей.

Известные исследователи в области лидерства Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни Макки в своей книге «Эмоциональное лидерство», 2007 заявляют, что «Лидерство всегда имеет эмоциональную первооснову. Без сомнения, первобытные лидеры – шаманы или вожди племени – завоевали свой статус не в последнюю очередь благодаря тому, что их поведение было эмоционально притягательным. На протяжении всей истории человечества в самых разных культурах лидером становился тот, к кому другие обращались за поддержкой или разъяснениями, когда сталкивались с угрозой или неопределённостью или если предстояла серьёзная работа. Лидер действует как эмоциональный куратор коллектива».

Понятно, что если руководитель обладает качествами эмоционального лидера, то он имеет очень серьёзные возможности управления людьми в коллективе. Потому, что тогда руководитель контролирует и формальный (должностной, официальный) и неформальный (неофициальный) аспекты жизнедеятельности коллектива. Скажем так, ему подвластны как рациональный, так и эмоциональный факторы успеха.

Рациональный фактор связан с профессиональными задачами, а эмоциональный – с отношениями. Естественно, эти факторы только в известной степени независимы друг от друга. Есть руководители, стиль руководства которых предполагает опору прежде всего на рациональный фактор (убеждение, логика, постановка задачи перед подчинёнными, объяснение, пояснение и аргументирование и т.д.). Естественно, для этого нужно быть «эмоционально убедительным». И есть руководители, которые профессиональный успех организации достигают через управление отношениями. Понятно, что эмоциональное состояние и поведение руководителя должно содержать в себе некий рациональный смысл.

Руководители, которые используют преимущественно рациональный фактор, опираются на свойавторитет должности и власти. А те руководители, для которых приоритетным является эмоциональный фактор управления, действуют в основном из авторитета собственной личности. Стиль руководства, конечно, формируется в соответствии с индивидуальными особенностями каждого руководителя. Однако, любой успешный стиль обязательно предполагает возможности как авторитета должности и власти, так и эмоциональное влияние на других людей личности самого руководителя.

Итак, для того, чтобы быть эффективным, руководитель должен быть неформальным эмоциональным лидером в коллективе. У него должен быть сформирован высокий личный авторитет в своём коллективе.

В свете сказанного напрашивается следующий вывод. Поскольку личный авторитет руководителя является важнейшим фактором успеха и благополучия возглавляемой им организации, то его первостепеннейшей обязанностью становится самостоятельная деятельность по созданию и поддержанию своего авторитета в коллективе.

Это звучит несколько странно — сознательная активность руководителя по формированию своей лидерской позиции! Несмотря на очевидную необходимость такой деятельности, современные руководители вряд ли уделяют этому самостоятельное внимание. Авторитет личности считается чем-то само собой разумеющимся, что автоматически прилагается к должности руководителя. И поэтому, якобы и не требуется отдельных целенаправленных усилий по его созданию и поддержанию на высоком уровне. И это, конечно же, заблуждение, и заблуждение, которое руководителю может дорого стоить: эмоциональный контроль ситуации в коллективе тогда обязательно будет осуществлять кем-то другим. И у этого другого могут быть свои мотивы и цели….

Формирование потенциала руководителя как неформального лидера строится на знании закономерностей создания так называемого эмоционального резонанса у подчинённых. Неформальный лидер – это человек, который вызывает значимый эмоциональный отклик у других. Это означает, что другие люди в своих эмоциональных реакциях воспроизводят («отзываются») те качества эмоционального состояния лидера, которые ценны для них. То есть лидер через своё состояние и поведение индуцирует гамму эмоциональных реакций других людей, предопределяя тем самым их эмоциональное состояние и поведение. Люди, если можно так выразиться, оказываются в известной мере заложниками эмоционального статуса лидера – они невольно оказываются в эмоциональном резонансе с ним.

Эмоциональный резонанс всегда вызывают проявления (в состоянии и поведении) те качества личности лидера, которые вызывают уважение и которым хочется подражать. Эти качества лидера в совокупности составляют эмоциональную компетентность лидера. Эмоциональная компетентность есть способность лидера использовать свои эмоции и эмоции других для решения собственных задач. Для руководителя эмоциональная компетентность является базовым фактором его профессионального успеха.

Я выделяю следующие составляющие эмоциональной компетентности лидера:

  • энергичность и инициативность;
  • уверенность в себе;
  • способность управлять своим настроением, самообладание;
  • способность к рефлексии и к самоанализу своих состояний;
  • заинтересованность в людях, в их психологии и душевной жизни;
  • способность к эмпатии, эмоциональная чувствительность и чуткость, внимательность;
  • оптимистичность; жизнерадостность;
  • остроумие и юмор;
  • эмоциональная искренность, честность;
  • адекватность – своевременность, уместность и точность эмоционального реагирования.

Каждое из приведенных качеств не является врождённым, оно приобретается. Руководителю следует проанализировать самого себя на предмет наличия у него лидерских качеств и специально потрудиться, чтобы восполнить их «дефицит», если таковой обнаружится. Это означает на практике систематическую и постоянную работу над собой. Существуют качественные, апробированные на практике программы развития лидерских качеств и приобретения эмоциональной компетентности. Мы готовы предложить такую программу.

Эти качества эмоциональной компетентности непосредственно выражаются в высокой привлекательности лидера для других членов коллектива, в доверительном отношении людей к нему. Руководитель как эмоциональный лидер приобретает большой аванс доверия своих подчинённых, который существенно увеличивает возможности гибкого и творческого управления. Такой руководитель оказывается способным творчески управлять мотивацией своих подчинённых, — вдохновлять и поддерживать высокую преданность делу.

Recent Posts

Leave a Comment