ПСИХОЛОГИЯ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ

«Без веры в себя и жизнь не та!».

Каждый из нас прекрасно понимает, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Лучше быть уверенным в себе человеком, чем вечно сомневающимся в своих достоинствах и возможностях. И опыт практически у каждого такой есть. Кто не помнит счастливчиков, успешно сдающих экзамены, фактически в достаточной мере не зная материала! Может быть, такими были и Вы, уважаемый читатель, в студенческие годы! Тогда Вы знает, что значит «быть уверенным в себе».

Уверенность в себе – это реальная фора, козырная карта, позволяющая претендовать на большее благо: более высокую оценку на экзамене, хорошую должность,
прекрасную партию («принца на белом коне или принцессу»…), серьёзные деньги — жизненный успех в любых сферах. По сравнению с неуверенными в себе. Уверенный в себе человек выглядит так, как уже достойный награды. Неуверенный – как недостойный, и поэтому требующий всяческой проверки. У других людей, — в том числе и у тех, от кого зависит наше благополучие, уверенный в свою очередь невольно вызывает доверие, а неуверенный доверия у них не вызывает.
Тогда получается, что уверенность в себе или вера в себя есть самостоятельный фактор успеха в жизни. Наряду с компетентностью и трудоспособностью. Быть уверенным в себе – это само по себе большое благо! Можно говорить о том, что уверенность в себе – это форма заявления на право обладание благом, на которое человек претендует. Уверенность в себе самодостаточна и не требует доказательств. То есть когда ты веришь в себя, тебе ничего никому не нужно доказывать. Как в предлагаемой притче:
«Давным-давно жила-была лиса, которая встретила молодого кролика в лесу. Кролик спросил:
— Кто ты такой?
Лиса ответила:
— Я – лиса, и я могу тебя съесть, если захочу.
— Как ты можешь доказать, что ты лиса? – спросил кролик.
Лиса не знала, что и сказать, потому что раньше кролики убегали без лишних расспросов.
Тогда кролик сказал:
— Если ты сможешь показать мне письменное доказательство того, что ты лиса, то я тебе поверю.
Итак, лиса побежала ко льву, чтобы тот дал ей удостоверение, что она лиса. Когда она вернулась назад, туда, где ее ожидал кролик, она начала читать документ. Лисе это доставляло такое удовольствие, что она задерживалась на каждом параграфе, чтобы продлить его.
Тем временем, уловив смысл послания уже по первым строчкам, кролик удрал в нору и больше не показывался. Лиса побежала обратно к логову льва, где она увидела оленя, разговаривавшего со львом.
Олень говорил:
— Я хочу видеть письменное доказательство того, что ты лев.
Лев сказал:
— Когда я не голоден, мне нет нужды беспокоить тебя. Когда же я хочу есть, то ты не нуждаешься ни в каких писульках».
Уверенный в себе человек создаёт у окружающих, впечатление успешного и благополучного. Как Остап Бендер. Люди автоматически связывают внешние признаки поведения уверенного в себе человека с категориями успеха, благополучия и даже счастья. И поэтому уверенные в себе люди пользуются у коллег авторитетом и поддержкой. Стоит ли говорить, что некоторых значимых для личности ситуация именно уверенное поведение является решающим судьбинным фактором. Я имею в виду как раз значимые и неопределённые ситуации, такие, как приём на работу, занятие искомой должности т.п. Когда наряду с другими претендентами Вы излучаете оптимизм и демонстрируете уверенное поведение.
Как же обрести столь вожделенную уверенность в себе? Можно ли научиться верить в себя? И тренируется ли такое отношение к себе так же, как и любой навык? Может ли уверенность в себе стать новой привычкой и основой благоприятной самооценки?
Надо сказать, что, несмотря на крайнюю актуальность, вопрос формирования уверенности в себе рассматривается в психологии весьма поверхностно. Существующие тренинги «уверенности в себе» не выдерживают никакой критики, так как к человеку на таких тренингах подходят в основном как к «павловской собачке». В то же время, несмотря на сложность, есть все основания утверждать, что вполне реально создать такую систему практики, которая даёт настойчивому и творческому субъекту шанс обретать уверенность в ситуациях значимого для себя выбора. Я такие ситуации называю тестовыми.
Тестовые ситуации — понятийная категория, которую я ввожу для описания условий и обстоятельств жизни человека, предъявляющих к нему повышенные требования. Эти повышенные требования переживаются как трудности. Причём, неважно, являются ли эти обстоятельства принципиально новыми или нет. Для возникновение тестового момента в той или иной жизненной ситуации важен сам факт её трудности для субъекта. Иначе говоря, переживание человеком трудности является надёжным признаком наличия у него тестового момента.
Каждая тестовая ситуация характеризуется известной неготовностью человека адекватно ориентироваться и действовать конструктивно. Он оказывается не в состоянии действовать легко и адекватно в таких ситуациях, так как он сталкивается с препятствием на пути к реализации своих замыслов. При этом у него на данный (тестовый) момент нет доступа к необходимым для преодоления возникшего препятствия ресурсам. Поэтому то состояние, в котором он оказывается каждый раз, когда возникает тестовый момент, эмоционально переживается как фрустрация, растерянность, раздражение, досада, бессилие, злость и т.п. И именно этот негативно эмоциональный компонент переживания субъектом тестового момента определяет такую ситуацию как трудную. Иначе говоря, трудность — это эмоциональное переживание человеком тестового момента.
Неуверенность в себе – это автоматическое и привычное прогнозирование непреодолимости трудностей в предстоящей тестовой ситуации и тягостное переживание своей неспособности с ними справиться. В психологии такой феномен негативного прогноза по отношению к своим способностям и возможностям справляться со сложными ситуациями называется выученная беспомощность. Её суть состоит в том, что какими бы ни были объективно сложности той или иной жизненной ситуации, субъект воспринимает их априори как непреодолимые трудности.
Выученная беспомощность и сомнения в себе являются результатом фрустрации важных инициатив субъекта в детском возрасте. Вырастая, человек уже во взрослую жизнь несёт этот детский опыт блокировки и фиксации на невозможностях и чрезмерных рисках осуществления даже простых и вполне посильных решений. Главное, что происходит с неуверенным в себе субъектом – это фрустрация интереса именно к тем жизненным темам, которые как раз и подверглись насилию со стороны взрослых. Не стоит связываться с тем, что чрезмерно опасно. Взрослому, который находится в статусе ребёнка, точно так же страшно приблизиться к тому, что связано с риском не справиться, не выполнить задание, не ответить достойно у доски, не «угадать желание или настроение мамы»…. Взрослый человек обременённые детскими страхами тестовые ситуации, которые подбрасывает ему жизнь, не в состоянии понять. Даже будучи «семи пядей во лбу».
Итак, практическая работа по формированию уверенности в себе предполагает понимание основных блокировок и сомнений в себе, которые сформировались ещё в детстве. Важно отнестись к проявлениям выученной детской беспомощности как творческим задачам. Согласитесь, это достойная для взрослого человека установка. Быть взрослым означает по-взрослому ответственно и конструктивно использовать опыт выученной беспомощности. Тогда только можно говорить о полноценном успехе, и счастье, можно не только верить, но и доверять самому себе – ценить самого себя как уникальную возможность бытия.

Силенок Пётр
кандидат психологических наук, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, сертифицированный мастер-тренер НЛП международной категории, действительный член и преподаватель международного уровня ППЛ, член совета по психотерапии и консультированию Краснодарского края и республики Адыгея, научный руководитель краснодарского Центра психологии и бизнесконсультирования «Логос».

Recent Posts

Leave a Comment