ПРОСВЕТЛЕНИЕ И АУТЕНТИЧНОСТЬ

В этой статье для меня важным оказался вопрос связи восточного просветления, так популярного у нас в теперешнее время, и вопрос аутентичности – подлинности и естественности человека. В литературе – в философской, в психологической, в эзотерической — нет исследований на эту тему. Это мне представляется странным. Во первых, потому, что эти два направления являются весьма ценными и желательными для эволюции личности. А во-вторых потому, что это разные направления эволюции личности в разных цивилизациях.

Для культуры Востока – прежде всего Индии, (а также Китая и Японии) – тема просветления есть тема религиозная. Нирвана, самадхи, сатори – это состояния в системе буддизма, дзен и др. особой ясности и необусловленности сознания, в котором отсутствуют желания и страсти. Это состояние религиозное, отвечающее на вопрос о Божественной природе человека – о познании Бога через эти состояния.

Это трансово-медитативное состояние, к которому йоги, например, приходят путём многолетних тренировок. Следует говорить об эксклюзивности и уникальности самого пути познания себя в этих состояниях. Этот путь предложен традиционно-религиозной системой практик, соответствующих определённой доктрине. Дисциплинируя себя и концентрируя своё внимание в соответствии с предлагаемыми практиками-медитациями, субъект получает в итоге то содержание своего восприятия, которое предзадано именно спецификой доктрины.

Аутентичность человека и способы её открытия составляет актуальный интерес некоторых исследователей, по большей части философов, и в меньшей степени психологов и психотерапевтов. Этот интерес несколько усилился в последнее десятилетие по причине осознания исследователями реального положения человека в современном обществе. Обществу постмодернистского толка сейчас есть мало что предложить личности каждого отдельно взятого человека в плане смыслов и ценностных ориентаций его жизни. Иллюзий и обещаний Светлого будущего больше нет, благородство от победы внешнего абстрактного врага стало весьма сомнительным, ценности потребления в большинстве случаев не имеют прямого духовного измерения и носят преимущественно «гигиенический характер». Предстоящая пенсия (её размер и соответствующий образ жизни) ещё в цветущем возрасте становится валидным критерием личной несостоятельности и страха персонального будущего. Общество фактически перестало поддерживать личность.

В тоже время люди в большинстве стран и, в особенности, в странах бывшего СССР также оказались неспособными что-либо предложить обществу. Будучи невостребованным, человек оказывается несостоятельным навязать обществу себя в системе своих способностей и достижений. Многие личные способности и достижения сейчас проходят проверку «золотым тельцом» и критики, естественно, не выдерживают. Люди науки, инженерии, педагогики, медицины и мн. других профессиональных отраслей не имеют подлинной мотивации деятельности. И снижают свою социальную активность посредством «пессимизации» личных достижений в профессии.

Такая «незаинтересованность» взаимозависимых и взаимообусловленных элементов единой системы «личность и общество» создаёт хаос и напряжение и в обществе и серьёзные проблемы в социализации личности каждого человека. На деле это для человека проявляется как «кризис идентичности»: человек не знает, кто он и что есть для него хорошо в смысле бытия кем то в социуме. И в силу такого положения дел серьёзнейшим образом тестируется классическая фрейдовская концепция структуры личности «Ид – Эго – Суперэго». Получается, что «Ид» в этой триаде существенно усиливается, — возрастают деструктивные тенденции в силу потери ценностных ориентиров и чёткости ролевых перспектив….

Эта ситуация хаоса настоящего времени бросает вызов практически каждому человеку. Ситуация «Поди туда, незнамо куда и добудь то, незнамо что» в личностной эволюции – ситуация новая и пугающая. Человек ищет опоры для себя – без смысла жить невозможно». Если есть «зачем» жить, человек может вынести любое «как» жить (Ф. Ницше). Ризоманическое «Ид» при кризисе идентичности – «Эго» и слабости социального «Суперэго» само по себе не способно порождать смыслы жизни и ценностные ориентиры. Человеку нужна сверхважная идея, которая заменила бы уже несостоятельную социальную идеологию (религия, коммунизм, фашизм, капитализм, гуманизм, потребительство и пр.). Такой идеей становится идея природы человека, его достоинства и предназначения – идея его подлинности, то есть аутентичности.

«Просветление» не способно насытить эту идею сколь ни будь валидным содержанием – это идея адекватна для представителей религиозных и культурных традиций Востока. Восточный человек совершенно не озабочен размышлениями о собственной природе. В практике религиозных медитаций он обретает своё счастье. В этом он самодостаточен. Для западного же, теперь уже ризоманически (хаотически и непредсказуемо) развивающегося индивида медитативные критерии не представляют ценности, поскольку ничто внешнее для него не ценно.

Принципиально важна переориентация на внутренние критерии подлинности своего бытия. Идея конгруэнтности – идея западной психологической и теперь уже и философской мысли. Конгруэнтность – тождество самому себе. Это тождество понять можно только ориентируясь на внутренние ощущения, а не оценки (как правило, внешние, социальные). Мы называем эти ощущения и состояния сигналами конгруэнтности и аутентичными формами бытия.

Аутентичное в человеке не требует «глубинных раскопок», «астральных путешествий», «медитативных подвигов» и холотропного самоизнасилования. Аутентичное – всегда с тобой. Стоит только задать самому себе вопрос – самый главный вопрос – то ли с тобой происходит, что нужно, чтобы происходило? Или — делаешь ли ты сейчас то, что нужно? Ответ не замедлит в форме ощущения дать о себе знать. И это будет знак соответствия, сигнал конгруэнтности-неконгруэнтности. А что нужно человеку? И это вопрос не только философский, – он в первую очередь практический. Нужно в каждый текущий момент именно то, что делает тебя богаче, ярче. Сильнее и благороднее. Как в известном фильме «Покаяние»: ведёт ли эта дорога к Храму? И что это за дорога, которая не ведёт к Храму!

И вот странным образом оказывается, что аутентичное – оно же есть и духовное! Человек в ризоманическом своём пространстве, в кризисе идентичности может принять вызов хаоса собственной социализации, если способен понять глубинную связь таких феноменов как естественность, аутентичность и духовность! Духовность теряет очарование религиозности и приобретает красоту индивидуального естественного развития. Также как и отпадает надобность в каком бы то ни было «просветлении». в силу того, что человек по природе своей не является «затемнённым». Таким — тёмным — делает себя он сам, излишне уповая на внешние оценки и стереотипы, как если бы они и были его внутренними опорами. Овладевая культурой порождающего разума – генеративного мышления каждый оказывается в состоянии обрести понимание истинности – аутентичности – собственного Пути.

Recent Posts
Comments
  • Satchel
    Ответить

    That’s a slick answer to a chaeglnling question

Leave a Comment