ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

На мой взгляд, именно мастерское состояние наиболее полно выражает природу человека.Созидательность, творческий статус, завершённость и точность действий, изящество, красота и интерактивный характер деятельности – это внешние, скорее эстетические характеристики человека как мастера. В этой связи весьма уместно привести высказывание К. Маркса о том, что человека, конечно, можно довести до животного состояния, когда он станет есть сырое мясо, разрывая его ногтями. Но это никак не говорит о его собственно человеческой природе. Природа человека заключается не в примитивных вариантах его бытия, а в том, чтобы творить, обретать себя в этом и воплощаться в продуктах своей деятельности.

Мастерское состояние не является реактивным (стимул-реакция) и репродуктивным (простое воспроизводство уже имеющегося опыта) и не является жёстко привязанным к обстоятельствам. Человек в таком состоянии оказывается относительно автономным и независимым от непосредственных нужд и требований контекста. Зависимость же человека от собственных импульсов, страхов и внешних (контекстуальных) требований исключает состояние мастерства, являясь в известном смысле его противоположностью.

Можно утверждать, что природа человека, его сущность никак не сводится к его социальной экспансивности, а также стереотипности и подобным другим формам, которые, на мой взгляд, носят характер социального примитивизма. Любые формы социального примитивизма выражают скорее биологическое начало человека. Иначе говоря, очень многие характеристики человека как субъекта активности можно обнаружить и у животных, даже если сделать поправку на их социальное происхождение и форму. Будучи социальными, эти формы, по сути, являются животными. То есть направляются и обслуживают биологические инстинкты и потребности человека.

Тогда получается, что социальный характер психики и опыта ещё не является достаточной базой для понимания собственно человеческого в человеке. Социальное в человеке есть только необходимое условие для формирования, обнаружения и функционирования его природы именно как человека. В процессе социализации непосредственно биологические формы становятся социально опосредованными и даже социально приемлемыми. Однако суть от этого не меняется, меняется всего лишь способ функционирования. Потребительство, стереотипность, эгоцентричность и категоричность — вот социально опосредованные биоцентрированные формы опыта. В основе таких форм поведения и восприятия находится стремление человека к физическому комфорту, целостности как организма, определенности и предсказуемости как биологическому инстинкту безопасности и власти.

Легко заметить, что социально опосредованные биоцентрированные формы опыта представляют собой своеобразные фиксации – привычки стереотипно и однозначно воспринимать, понимать и реагировать на соответствующие тестовые ситуации. На уровне физиологии – это динамические стереотипы, на когнитивном уровне – это апперцептивные схемы, убеждения и характерные сенсорные и мыслительные стратегии, а на уровне поведения – шаблонные действия. Такого рода стереотипы составляют достаточно обширный «арсенал» средств так называемой «Зоны комфорта», различного рода зависимостей и созависимостей, вредных привычек и даже болезней… Очевидно,невостребованная человеком его собственная природа, начинает таким парадоксальным образом заявлять о себе. Скука, потеря интереса к жизни, неудовлетворенность, тревоги, невротичность, пессимистичность — общая астенизация и хронические заболевания – вот своеобразные безотчетные «заявления» своего несогласия человеческой природы с властью над человеком этих социально опосредованных биоцентрированных форм его жизни.

Общим эффектом доминирования в жизни человека биоцентрированных форм опыта является потеря им собственной аутентичности – подлинности его собственной природы. В основе этой его биоцентрированости обнаруживает себя феномен зависимости.

Идея мастерского состояния как подлинного выражения собственно человеческой природы оказывается крайне важной для того, чтобы восполнить пробел в точных знаниях критериев и формирования базы соответствующих ориентиров для личностного развития и индивидуации. Следует отметить при этом, что очень многие люди, если не все те, кто испытывает потребность духовного развития, имеют стартовым моментом именно вышеуказанное «заявление» собственной глубинной человеческой природы. Однако, не имея чётких критериев «духовности», люди зачастую «теряют себя в поисках себя».

В 60-х годах прошлого столетия с появлением гуманистической психологии стала очевидна бессмысленность традиционной «психопатологической» ориентированности психологии и психотерапии. В работах А.Маслоу был осуществлён содержательный анализ жизни самоактуализирующихся личностей – выдающихся людей планеты, отличающихся высокими социальными достижениями и внутренней гармоничностью и зрелостью. Каждая из выделенных им характерных особенностей самоактуализирующихся личностей представляет собой реальный интерес для ценностного моделирования направлений собственной индивидуации. Серьёзным эвристическим потенциалом обладают следующие выделенные Маслоу характеристики:

  • адекватное восприятие реальности;
  • принятие других людей «такими, какие они есть»;
  • спонтанность и нестандартность в поведении;
  • центрированность на внешних целях;
  • автономия и самодостаточность;
  • способность к наивному и полному переживанию простых радостей жизни;
  • пиковые переживания;
  • чувство причастности и родства и приязни к человеческому роду;
  • скромность и уважение к окружающим (демократический склад ума);
  • глубокие и высокоизбирательные межличностные отношения;
  • индивидуальная непротиворечивая философия и этика;
  • средства как цели или направленность на процесс (наслаждение «здесь и сейчас» процессом;
  • утонченное «философское» чувство юмора;
  • «наивная универсальная креативность» (маленьких детей) как доминанта восприятия любых ситуаций;
  • автономия и неидентифицированность с культурными традициями и нормами;
  • индивидуализированность и несовершенства с позиции общепринятых критериев;
  • нестандартизированная система ценностей, некатегоричность поведения в стандартных моральных ситуациях;
  • системное восприятие противоречий (разрешённость и непротиворечивая включённость противоположностей).

Приведенный выше перечень основных характеристик самоактуализирующихся личностей является, на мой взгляд, бесценным первичным материалом, требующим структурного анализа.Такую возможность мы получаем, используя принципы и инструменты моделирования НЛП.

Recent Posts

Leave a Comment