ОТ СЕССИИ ДО СЕССИИ…

Ровно год назад я отвечал на вопросы главного редактора нашей газеты по поводу студенческой сессии. Это было интервью в стиле юмора. Оно опубликовано в «Золотой лестнице» в № 5 (7), декабрь 2006 г. Мне оно и сейчас представляется очень интересным и актуальным. Особенно интересным мне кажется идея относительно того, что в сессию студент не просто имеет прекрасную возможность, но и дожжен оказывать преподавателю психологическую помощь.

И вот опять мне задают вопросы относительно природы студенческой сессии. И я тоже отвечаю на них спонтанно и быстро – как и в прошлый раз. Только стиль ответов получается на сей раз несколько иной, — более серьёзный и даже какой-то солидный. Так ведь целый год прошёл неожиданно совершенно! Точно также быстро и неожиданно, как каждый раз наступает студенческая сессия….

Итак, вопросы.

Пётр Фёдорович, поделитесь, как изменилось Ваше представление о сессии со студенческой скамьи (каким оно было и каким стало).

Я учился в ЛГУ – ленинградский государственный университет — в последние годы брежневской эпохи. Если мерить это время годами, то это было давно, а если впечатлениями – то, кажется, что это было совсем в другой жизни. Думаю, что я был хорошим студентом – мне очень нравилось учиться, и я хотел овладеть знаниями и высокими стандартами ленинградской школы психологии. Ленинградская школа психологии тогда была самой сильной в СССР. Конечно, это вызывало гордость. Поэтому каждая сессия была очень важной и крайне напряжённой для меня. И не только для меня.

Сейчас природа сессии в принципе осталась та же, то есть – это испытание, необходимость демонстрации своих знаний и сомнение в готовности к самопрезентации на зачёте или экзамене. И все-таки что-то изменилось, — появился фактор коммерции, платного обучения. В пору моего студенчества все студенты были в одинаковом положении.

Что мешает студенту, знающему предмет, сдать его на отлично? Человек всё помнит, но…

Дело не только в памяти. Главное – это состояние, в котором он сдаёт экзамен! Состояние – великая сила и очень важный фактор успеха на экзамене или зачёте. Знание предмета – это внутренний план, а поведение студента на экзамене – внешний план. Соединяются эти два плана в психологическом состоянии студента на экзамене. Существуют состояния (растерянность, фрустрированность, слишком сильное волнение, неуверенность в себе в целом и пр.), которые как бы возводят стены между знанием и поведением. Хорошее знание нуждается в хорошем же психологическом состоянии студента. А если состояние «не очень», то и любые знания кажутся неубедительными. Состояние – это невербальная поведенческая форма, некий фон, на котором осуществляется изложение материала. Фигура (словесное изложение) и фон (состояние) определяют смысл сообщений. Если человек себя ведёт уверенно, то складывается впечатление, что он уверен в своих знаниях. И наоборот.

Вы как преподаватель, сможете сразу разглядеть отличников или двоечников?

Вопрос, конечно, интересный. На лбу у них, что ли написано, отличник он или двоечник? Сама постановка вопроса предполагает оценочное отношение отличник – это хорошо, а двоечник – плохо. Студент – это уже не школьник и такой предвзятый подход здесь не подходит. Бывает, что студент с большим трудом получает допуск к сессии, но зато во время самой сессии он прекрасно сдаёт экзамены. Мудрость гласит, что от сессии до сессии живут студенты (весело и по всякому), а во время сессии – учатся. Вузовскому преподавателю важно ориентироваться не на усердие и прилежание (как это принято в школе), а системность знаний и креативность студента, его способность мыслить самостоятельно и самостоятельно овладевать знаниями. Именно эти качества – самостоятельность мышления, креативность, системность знаний и способность учиться, овладевать новым, неизвестным материалом станут первостепенным фактором адаптации к профессии после окончания вуза. А экстремальный характер сессии как раз и развивает эти качества студентов.

Что это отношения такие «Преподаватель – студент» и почему студенты так боятся преподавателей?

Преподаватель – это «страшный зверь» и его нужно бояться ! «Боится, — значит уважает». В большинстве случаев эти так называемые страхи – это не страх конкретного преподавателя, — это страх неизвестности, неопределенности. Студент во время сессии не знает, насколько хорошо он владеет предметом. Эта функция принадлежит преподавателю. Он является здесь экспертом. То есть фактически преподаватель имеет так называемую «экспертную власть». Этот феномен экспертной власти преподавателя зачастую сопровождается соответствующим «атрибутивным» поведением: важность, даже некоторая напыщенность (особенно для молодых преподавателей, которые сами только что из-за студенческой скамьи). Это поведение как бы обозначает границы и заявляет о необходимости соблюдения субординации…. Соответственно вежливое и даже робкое поведение студентов по отношению к таким преподавателям воспринимается ими как признак уважения. Конечно, далеко не все преподаватели требуют такого к себе отношения. В настоящее время наблюдается заметная «демократизация», — если можно так выразиться, — отношений преподавателей и студентов. При этом совершенно естественным образом растёт уважение к таким преподавателям со стороны студентов, — на основе признания их реальных профессиональных и личных достоинств. Думаю, что именно такие отношения (на основе наставнического лидерства) являются более адекватными для высшей школы, так как именно они создают наилучшие условия для обучения.

Многие студенты жалуются, что зимняя сессия случается под Новый год. От этого нет ни ощущения праздника, ни праздничных чудес. Что в этом случае Вы бы посоветовали?

Уважаемые студенты! Сессия – это событие. И по процессу и по результату она также может быть торжественной и праздничной. Студенческие сессии обычно заканчиваются. И когда сессия, особенно напряжённая, сдана на отлично, — это праздник. И если вы захотите, то вам оказывается под силу совместить эти два праздника: сессию и Новый год. Это и есть своеобразное искусство иметь праздник в трудный период (не путать с «пиром во время чумы»). Приобретение этого искусства в студенческие годы дорогого стоит. Тогда и в дальнейшем получается актуальным превращать трудности жизни в праздничные хлопоты. Кстати, вы не задумывались о глубоком внутреннем единстве сессии и праздника Нового года? И то, и другое – это завершение и интеграция. И то, и другое – это ожидание чуда, и то и другое это есть стремление к новизне. Согласитесь, это мудро, что сессия выпадает под Новый год! Удачи вам и праздника.

Recent Posts
Comments
  • Adiana
    Ответить

    An inlegtilent point of view, well expressed! Thanks!

Leave a Comment