О, счастливчик!

Совсем не из-за праздного интереса возникает вопрос о смысле (или смыслах) жизни. Со смыслом жить как-то надёжнее и интереснее. Мне, да, наверное, и вам, дорогие читатели, не приходилось встречать взрослого человека, который бы не задавался таким вопросом. Однако, ответ на этот вопрос многим людям представляется необычайно сложным и даже мистически таинственным.

Но в чём же, собственно, «смысл» вопроса о смысле? Смысл имеет волшебное свойство пробуждать жизненные силы. Известный психотерапевт, бывший узник нацистских концлагерей, Виктор Франкл утверждал: «Если человеку есть зачем жить, он всегда может вынести любое какжить». Основанное им самостоятельное направление в психотерапии называется логотерапия – терапия смыслом: когда человек обнаруживает в своей проблемной ситуации смысл, — проблема разрешается сама собой.

Человек слово «смысл» связывает со словами «суть», основная идея, ценность. Смысл – это всегда «ради чего», «для чего» и «зачем». И смысл – это то главное, что содержится в происходящем. Потерять или не найти в какой-то ситуации или событии смысл – это означает потерять путеводную нить, лишиться важнейших ориентиров, войти в состояние хаоса, — это всем хорошо известное состояние бессмысленности…. Наличие смысла делает ситуацию, событие – происходящее – понятным. Смысл расставляет «точки над i».

О смысле следует думать как о некой интересной и важной возможности, которая предполагается в том, что с человеком происходит. Если в том, что происходит, мы усматриваем такую возможность, то это открывает нам «прекрасное будущее», предвкушение радостных перспектив. Попросту говоря, смысл какой-то важной ситуации, события или даже этапа жизни человека предопределяет характер и содержание будущего. И когда у человека есть будущее и ему тем самым открываются «блестящие перспективы», то этот человек счастлив. По определению. Когда у человека есть блестящие перспективы в будущем, он может позволить себе не «тревожиться о дне завтрашнем» и посвятить себя настоящему, — «сей-частному», — счастливому его проживанию.

Интерес к чему бы то ни было и наличие в этом смысла напрямую связаны друг с другом. Иначе говоря, можно смело утверждать, что если человеку интересно что-то, то в этом для него есть смысл. Когда мы видим смысл в том, что мы делаем, то мы это делаем с желанием. Все наши желания и цели обязательно опираются на определённые смыслы. Хотеть чего-то достичь – означает желание воплотить смысл в предполагаемом результате. И тогда действительно получается, что «хотеть не вредно, вредно не хотеть». По большому счёту, основные жизненные смыслы человека связаны с его Миссией.

Во всём есть смысл. Даже там, где его, казалось бы, и нет вовсе. Даже в том, что мы осуждаем, оценивая это как, безусловно, отрицательное в нас или в других. Лень, к примеру. «Основная идея» лени, — если так можно выразиться, — смысл её заключается не в том чтобы ничего не делать, «валять дурака», но в том, чтобы посредством безделья получить вожделенный душевный покой и (относительную, конечно же) независимость и свободу. Или, скажем, «неумеренность в еде»: смысл этой страсти опять же не в том, чтобы съесть как можно больше разной еды. Но в стремлении получить в такой странной форме компенсацию за свою несостоятельность в других — несбыточных и поэтому уже тайных желаниях! Чревоугодие и переедание, оказывается, вовсе не является библейским грехом, а выполняет благородную для субъекта задачу исполнения его тайных желаний!

В практической психологии такие разновидности смысла называются «вторичной выгодой». Вторичная выгода – это некий не вполне осознаваемый замысел получения блага посредством деструктивного поведения, эмоционального состояния или вредной привычки. Смысл в таких формах активности, конечно же, содержится. Однако, он не делает человека счастливым, поскольку, образно говоря, его стремятся получить посредством обмана. А, вернее, — самообмана: средство достижения цели (недостойное поведение, неконструктивное состояние или вредная привычка) противоречит критериям цели. Свобода, чувство собственного достоинства, радость общения, ощущение полноты жизни, чувство хозяина – примеры таких целей – смыслов.

Не цель оправдывает средства, но средства всегда адекватны цели. Если мы хотим мира, но ведём военные действия, мы получаем войну. Для получения мира нужны соответствующие средства – действия, направленные на достижение и поддержание мира. Если мы хотим построить близкие отношения, основанные на любви и уважении, то и наше поведение должно напрямую и открыто выражать эти намерения. То есть в нашем поведении по отношению к близкому для нас человеку должны непосредственно обнаруживать себя «любовные действия» и «действия уважения». Я думаю, можно не расшифровывать, о каких именно действиях я говорю. Подлинная любовь и уважение существуют во взаимоотношениях: во взаимных действиях, — в поведении, которое воспроизводит и поддерживает любовь и уважение. Если же кто-то пытается «заставить уважать себя» или «любить себя» — то здесь также понятно, о каких действиях идёт речь. Но такие действия, содержащие в себе смысл любви и смысл уважения, не могут привести к отношениям любви и уважения. Как раз наоборот, они осуществляют в процессе и осуществят в итоге обратные «добродетели»: насилие, боль и страдание и разочарование.

«Смысл моего общения заключается в реакции собеседника» – это одно из основных положений нейролингвистического программирования (НЛП). Это положение – как и предыдущие примеры – постулирует ведущую роль смысла (теперь уже в общении). Смысл общения не только обязательно проявляется в реальном общении с собеседником, но и управляет этим общением! И при этом этотсамый смысл оказывается зачастую скрытым для субъекта! Поди, – разберись, что там такое ценное сокрыто!… Это совсем не то, что я собираюсь сообщить или рассказать своему партнёру. Надёжнее всего для понимания смысла моего общения с другом, партнёром, — то, как он на меня реагирует. Это кажется странным. То, что я думаю и вкладываю в моё общение то, что я хочу сообщить или предложить моему собеседнику – это есть мой сознательный замысел. Но реальный смысл обнаруживает себя только в том, что от этого моего общения получается в результате. Если молодой человек, как он считает, делает девушке комплимент, а она воспринимает это как дерзость (или даже хамство), то это для него есть повод задуматься о смысле: не было ли в этом ещё соответствующего, но не осознаваемого в тот момент намерения (показать свою «крутость»)?

Смысл вездесущен в жизни человека. Он может осознаваться или не осознаваться и его нельзя проигнорировать. В любом случае смысл пробуждает и направляет жизненную энергию. И соответствующим образом упорядочивает саму жизнь. В том, что человек осознаёт и непосредственно руководствуется смыслами значимых жизненных ситуаций, я вижу его зрелость и мудрость. В этой связи вспоминаются слова Андрея Макаревича:

Я смысл этой жизни вижу в том,

Чтоб не жалея ни души, не тела,

Идти вперёд, любить и делать дело,

Себя не оставляя на потом.

Движенья постигая красоту,

Окольного пути не выбирая,

Наметив самый край, пройти по краю,

Переступив запретную черту.

В полночной темноте увидеть свет

И выйти к свету, как выходят к цели,

Все виражи минуя на пределе,

При этом веря, что предела нет.

Не презирать, не спорить, но простить

Всех тех, что на тебя рукой махнули:

На каждого из нас у смерти есть по пуле –

Так стоит ли об этом говорить?

Не ждать конца, в часы уставив взгляд

Тогда и на краю свободно дышишь.

А пули, что найдёт тебя, ты не услышишь

А остальные мимо пролетят

 

Наверное, можно вывести некую универсальную формулу счастливого человека – счастливчика. Счастливчик – это не баловень судьбы. Тот, скорее удачник (у «дачи» – удачливый ). Счастливчик – тот, кто в состоянии открывать в важном для себя смыслы происходящего с ним и в соответствии с этим честно и прямо действовать. По другому это называется «жить в ладу с самим собой».

Recent Posts

Leave a Comment