МАНИПУЛЯЦИЯ И ИНФАНТИЛЬНОСТЬ

Человек является сам творцом собственного счастья. Этот тезис понятен и у современного человека никакого возражения не вызывает. Психология и психотерапия новейшего времени много сделала для того, чтобы стала понятна роль самого субъекта и его ответственность за качество собственной жизни. Из психологии, объясняющей необходимость, обязательность и механизмы страдания (религиозная психология, психоанализ, трансперсональная психология С. Грофа, гештальттерапия и др.) психология в своей эволюции представлений о человеке пришла к описанию и воссозданию опыта совершенства. К психологическим направлениям, ориентирующимся на опыт «радости и свободы», любви, творчества и счастья следует относить гуманистическую психологию А. Маслоу, клиент центрированную психотерапию К. Роджерса, эриксоновский подход к бессознательному, классический и новый код НЛП….

Если человек не становится «творцом собственного счастья», то верх берут некоторые силы, неизбежно приводящие его к несчастью. В своей книге «Психология счастья: всё значительно проще» я прихожу к выводу о том, что «каждый из нас целиком несет ответственность за точность и полноту понимания происходящего с ним. Для этого необходимо научиться думать: оперативно «включать мышление» в трудных (проблемных), тестовых моментах. Тогда конструктивное преодоление трудностей превращается в отдельную самостоятельную творческую мыслительную задачу» — Силенок П.Ф. Психология счастья: всё значительно проще. – Ростов н/Д: Феникс, 2012, с.12.

Я утверждаю, что точность и полнота понимания происходящего является решающими факторами благополучия каждого человека. Ибо только полнота ориентировки в сложных ситуациях определяет адекватные стратегии поведения, позволяющие с этими ситуациями совладать. Полная ориентировка является не просто условием, — внутренним элементом таких стратегий. Я нахожу естественной связь для таких психологических явлений как «счастье» — «генеративная позиция личности» — «генеративное мышление» — «генеративное поведение человека».

Становиться творцом собственного счастья означает сформировать у себя генеративную позицию и навыки генеративного мышления. Труд далеко не простой и нелёгкий, но того очень даже стоит. Какую цену вы, уважаемый читатель готовы заплатить за собственное счастье? Уверен, что ответ будет – любую. Но «правильный ответ» — эта та ценна, которая стоит за усилиями приобретения потенциала генеративной позиции и навыков генеративного мышления. В остальном – «овчинка выделки не стоит». Ни меркантильно-потребительский интерес (приводящий в конечном итоге к явлению «старухи у разбитого корыта»), ни стремление поживиться на чужой счёт (ведущий к феномену «альфонса», «приживалки»), ни стремление выжать из жизни максимум удовольствия, денег, власти, ни какие либо другие позиции и стратегии проживания жизни кроме генеративной позиции и соответствующих способов генеративного мышления к счастью не приводят.

Однако, занимать генеративную позицию и использовать способность к генеративному мышлению оказывается непросто для большинства людей. Принцип «экономии мышления» оказывает «медвежью услугу». Срабатывают соответствующие этому принципу установки:

  • искать привычное в новых ситуациях (опираться на положительный в прошлом опыт);
  • откладывание «на потом» или не доводить до конца;
  • увлечённость второстепенным;
  • игнорирование важных предложений (работы, любви, дружбы, приключений…);
  • руководствоваться принципом «стерпится – слюбится»;
  • руководствоваться принципом «бывает и хуже»;
  • бояться чего-то не успеть;
  • бояться, что не достанется чего-либо;
  • бояться выглядеть ещё хуже, чем ты есть;
  • бояться чего-либо или кого-либо лишиться;
  • предаваться беспредметным фантазиям,
  • лениться и раскаиваться по этому поводу;
  • надеяться на что-либо без всякого на то расчёта;
  • доказывать свою правоту везде и во всём или, наоборот, поступаться своими интересами;
  • жить прошлым или будущим, но не «здесь и сейчас»;
  • считать другого лучше или хуже себя;
  • быть аскетом или, наоборот, быть «эпикурейцем»;
  • ….

Все вышеназванные и подобные им глубинные убеждения и соответствующие установки воспринимать, оценивать и понимать происходящее, «реализующие принцип экономии мышления» и гарантирующие заблуждение и страдания являются частными случаями «неверия в благодать» и соответственно, невнимания к знакам «радости и свободы» в настоящем. Про таких говорят, что они есть «оптимисты», и поэтому уж точно знают, что «жизнь трудная, зато короткая!». Дефицит реального оптимизма и золотой жизнерадостной воли жить счастливо блокирует генеративное мышление.

Неверующий в благодать и невнимательный к её свидетельствам (пессимист конченый) человек вынужден регрессировать (использовать инфантильные способы взаимоотношений с миром) и тем самым как взрослый человек – дегенерировать. Все описанные выше установки есть не просто примитивные и недостойные подлинной природе человека настройки и средства поведения. За них нужно платить. В детстве этим были озабочены родители, а такие установки появлялись как важное свидетельство личностной эволюции ребёнка в направлении последующей децентрации восприятия и мышления и персонального альтруизма. Но будучи взрослым и продолжая в то же время руководствоваться, по сути, детскими установками и программами поведения, человек расплачивается за это личностным развитием, что выражается в более или менее явном инфантилизме.

Если мы внимательно рассмотрим приведенные выше установки, то легко обнаружим в каждой из них имплицитную попытку приспособиться к имеющейся реальности. Эта реальность по-прежнему пугающе агрессивна, как и для маленького ребёнка. Только для взрослого теперь это означает необходимость ею манипулировать, чтобы приспособиться. «К жизни нужно приспосабливаться, то есть манипулировать обстоятельствами!» Это и есть центральный и далеко не всегда осознаваемый принцип дегенеративной личности.

В своей книге «Психология счастья: всё значительно проще» я рассматриваю манипуляцию как разновидность симптоматического поведения манипулятора (там же, с.54 -59). Я считаю эту идею принципиально важной: все формы манипуляции есть выражение инфантильной позиции взрослого человека, основанной на неверии в благодать своего бытия. И это не только действия по отношению к другим людям. Это установки и действия по отношению к самому себе, блокирующие возможность адекватно ориентироваться в тестовых ситуациях. Прибегая к дегенеративным решениям и соответствующему поведению, человек обнаруживает симптоматику инфантильной фиксации.

Стремясь адаптироваться к сложным условиям, инфантильная личность имеет только один вариант решения – низвести сложность условий тестовой ситуации до уровня инфантильного понимания и, соответственно, дискредитировать тем самый имеющийся в этой ситуации вызов. Получается своеобразный замкнутый круг, объясняющий, почему дегенеративная личность обречена на страдания: вызов, содержащийся в тестовой ситуации, — столь необходимый для личностного прогресса, — игнорируется дегенеративными установками человека, упрочивая тем его самым инфантильный статус. Не принимая вызов, человек не развивается, а деградирует. Самая важная потребность человека – мета потребность – потребность в развитии оказывается заблокированной.

Подводя итог размышлению о роли манипулятивных тенденции в адаптации человека к тестовым ситуациям, следует констатировать факт крайне неблагоприятного их влияния на развитие личности. В силу того, человек с такими «установками на жизнь» должен как-то адаптироваться к возникающим тестовым ситуациям, он вынужден теперь уже сам (а не его родители и другие «спонсоры») платить за такую «адаптацию» чрезмерно высокую цену – собственное счастье. Ведь счастье – это состояние, которое как раз и выражает момент развития. Счастье есть модус генеративной личности и это есть привилегия для счастливых людей: качественно и творчески думать в трудные моменты жизни.

Recent Posts

Leave a Comment