ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

При помощи слов и речевых предложений каждый из нас может выразить разные мысли. Наши слова и речь в целом являются своеобразной формой – сосудом, который мы наполняем важным для нас содержанием – смыслом. Люди понимают друг друга, когда им понятны смыслы – идеи, которые содержатся в формах нашей речи в коммуникации.

Оформление мыслей в речи так, чтобы они были понятны собеседнику – важная задача в общении. Тем не менее, многие думают, что нет ничего проще, чем выражать свои мысли. Ан нет, — очень часто у нас вместо реального понимания появляется иллюзия понимания собеседника. Но если нет понимания, — нет и эффективности.

Умение и навык точно формулировать свои мысли – поистине королевские качества личности человека. Я определяю их именно как личностными качествами, так как сформированность этих качеств свидетельствует о богатстве и силе личности человека. Можно без всякого преувеличения утверждать, что реальная власть человека над обстоятельствами напрямую определяется способностью человека к полноте понимания происходящего – то есть оформления смысла ситуации в соответствующую точную лингвистическую форму.

«Понимать что-то» означает способность это точно сформулировать. Как вы знаете о том, понятна ли вам ситуация или нет? Проговорите или напишите – сформулируйте свои мысли по поводу этой ситуации. Если в ваших формулировках содержится конструктивная идея происходящего – можете быть уверены, что понимание ситуации имеется. Если формулировки негативны по форме, оценочны, не точны и размыты (рефлексивны) – то, скорее, понимания происходящего нет. И контроля над ситуацией, соответственно, тоже нет.

Примерами могут быть любые бытовые ситуации, ссоры, которые, к сожалению, иногда случаются. Скажем, что Вы думает по поводу ситуации с супругом, ребёнком, вашим другом, когда их поведение Вас не устраивает? Как вы квалифицируете поведение партнёра по бизнесу, клиента, покупателя, который действует «вопреки здравому смыслу»? Как Вы объясняете обстоятельства и поведение участников ситуации, в которой Вы почувствовали себя обиженным (растерянным, «жертвой манипуляции» и пр.)?

Я такого рода ситуации называю тестовыми. Их в нашей жизни огромное множество. Это все те ситуации, которые находятся за пределами «зоны комфорта» для Вас и требуют объяснения и понимания. То, как мы справляемся с такого рода ситуациями, определяет наше субъективное благополучие, стабильность и успех. А сама возможность справляться здесь однозначно сводится к качеству нашего понимания, — то есть к способности думать. Люди же зачастую не думают в случае столкновения со сложностью ситуации, а переживают её как трудность.

Люди в сложных ситуациях не думают только по одной причине: они эту ситуацию переживают. Переживать и думать – «вещи разные». Карл Густав Юнг – великий швейцарский учёный, утверждал, что это взаимоисключающие явления – эмоции и мышление. Когда человек сталкивается со сложной для себя ситуацией, он интуитивно реагирует на возможность с ней не справиться. И, стало быть, в сложности тестовой ситуации содержится угроза его благополучию (автоматически включатся инстинкт самосохранения).

Для того чтобы справиться с тестовой ситуацией, нужно выключить инстинкт самосохранения. Я этот приём называю «катапультой». Суть его в том, чтобы перестать беспокоиться и начать думать. Этот приём катапульты подробно описан в моей книге «Психология счастья: всё значительно проще». Важной составляющей «катапульты» является инструкция по формулировке вопросов по поводу происходящего.

Для того, чтобы перестать беспокоиться и начать думать важно последовательно и точно ответить самому себе (желательно письменно) на следующие 4 основных вопроса:

  • что со мной происходит в этой ситуации (каковы обстоятельства, что я чувствую, о чём я думаю, и что я делаю в этой ситуации);
  • чего я реально хочу изменить в этой ситуации (прежде всего в себе самом) и чего я хочу достичь. Это классическая формулировка цели, процедура которой хорошо описана в НЛП (нейро лингвистическое программирование);
  • какие у меня есть ресурсы и возможности, которые следует вовлечь в процесс изменений и достижения целей, чтобы воспользоваться тестовой ситуацией для достижений и личностного развития;
  • каков реальный план действий («Что делать») и с чего нужно начать, первый шаг и проект в целом.

Такая стратегия использования тестовой ситуации характерна для успешных людей, каждый из которых полагается на самого себя, на свою интеллектуальную инициативу и компетентность. Этих людей как раз и отличает способность к точным формулировкам и лингвистическая чувствительность. С появлением НЛП в 1975 году впервые в истории практической психологии появилась система критериев оценки лингвистической конгруэнтности субъекта. Так называемая мета модель в НЛП описывает систему критериев лингвистической точности.

Лингвистическая конгруэнтность – свойство людей успешных, которое проявляется в реальном соответствии формы (лингвистической формулировки) и содержания (образного аналога данной формулировки). Проще говоря, субъект в случае лингвистической конгруэнтности точно знает (аналог) о чём говорит (лингвистическая формулировка). В случае лингвистической неконгруэнтности нет соответствия формы и содержания. К примеру, заявление «Она меня раздражает» ложно, не конгруэнтно, так как отсутствует аналог («она раздражает»). Это просто неправда – никто никого никогда непосредственно не раздражает в таких (коммуникативных) случаях. Аналог нужно искать в явлении «Я сам раздражаюсь в ответ на восприятие и оценку её поведения»). Согласитесь, высказывания «Я раздражаюсь» и «Она раздражает» — далеко не одно и тоже. Более того, одно истинно, а другое ложно. Одно содержит выход из ситуации, а другое ведёт к ещё большему тупику.

Понятно, что в случаях лингвистической неконгруэнтности люди вводят себя в заблуждение не специально и неосознанно. Однако, последствия такой психолингвистической некомпетентности поистине катастрофичны для человека, для его успеха и счастья. Это выражается в нарушении так называемого генеративного мышления – способности человека отвечать на вышеназванные вопросы. Психолингвистическая неграмотность и нечувствительность к нарушениям блокирует возможность превращения психологической проблемы в творческую задачу. Человек каждую тестовую ситуацию проживает как состояние цейтнота и тупика и не осознаёт этого.

Языковая конгруэнтность – явление новое в истории психологии. И не совсем ещё осмысленное учёными. В том числе и лингвистами, и самими психологами. Недооцененная ещё пока в современной науке и практике интеллектуальная инициатива и лингвистическая компетентность субъекта самоактуализации приводит к отсутствию значительного прогресса в создании системы управления персональным успехом и счастьем в жизни. Но такая система уже рождается – нам есть что предложить для людей, стремящихся к развитию, самореализации и самоактуализации. Называется эта система генеративная психология и психотерапия.

Петр Силенок

Recent Posts

Leave a Comment