Проблемы поведения… Некомпетентность в любви

В Статьи

Проблемы поведения… Люди обращаются за психологической помощью в тех случаях, когда откладывать решение проблемы уже дальше некуда. Это в какой-то мере сходно с обращением к врачу, когда надежда на то, что авось, мол, само пройдёт, «рассосется» не оправдывается. Человек принимает непростое для себя решение – обратиться за помощью к специалисту-психологу потому, что дальше так жить он не может. Но как справиться с проблемой так, чтобы жить иначе (легко, спокойно, радостно – более конструктивно и счастливо) он не знает. Однако, в отличие от медицинской ситуации, он обязан это знать.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…

Людей не обучают ни в школе, ни где бы то ни было ещё умениям справляться с собственно психологическими трудностями. Как водить машину, готовить, пилить, строгать, забивать гвозди и даже торговать и вести деловые переговоры сейчас обучают, а вот управляться с самим собой – нет. Люди оказываются трагически некомпетентными в самом главном – в умении быть здоровым, гармоничным и счастливым.

Психологическая некомпетентность является фундаментом любой проблемы. Иначе говоря, любая психологическая проблема возникает и удерживается преимущественно по причине отсутствия должной ориентировки в ситуации. Если человек не ориентируется должным образом в важной для него жизненной ситуации, то у него неизбежно возникнут психологические трудности.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…

Психологическая помощь во многом заключается в построении адекватной системы ориентиров в проблемной ситуации. Когда человек начинает опираться на эти ориентиры, использовать их для понимания и действия, то проблема исчезает, а он приобретает соответствующую компетентность и поведенческую гибкость – мудрость.

В этой связи показательным может быть реальный пример из моей терапевтической практики. Ко мне, как практикующему психотерапевту, обратилась одна молодая особа, — назовём её Наташей, — с просьбой помочь ей принять важное решение. Её проблема заключается в том, что она не знает, стоит ли ей выходить замуж или нет в ответ на предложение молодого человека. Дело ещё и в том, что они с этим молодым человеком находятся в разводе два года, но живут вместе в одной квартире, а до этого три года состояли в браке.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…

Наташа хотела иметь полноценную семью и детей. Она была уверена в том, что у них есть взаимная любовь, что разногласия можно преодолеть. С другой стороны, что-то в поведении молодого человека останавливало и настораживало её. Хотя она и не сомневалась в искренности его чувств к ней, её пугала перспектива жить с ним в новом браке такой же жизнью, как и прежде.

Подкупало в этой ситуации её безусловная вера в любовь, высокая ценность любви. Любовь как ценность являлась основой для сохранения отношений и надежды на их развитие в будущем браке. Однако, реальное положение дел резко контрастировало с высокой ценностью любви. Когда мы стали исследовать, как же именно любовь проявляется во взаимоотношениях, то есть каковы поведенческие критерии любви, то открылась потрясающая картина.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…

Оказалось, что не только последние два года, но и в предыдущем их трёхлетнем браке также фактически отсутствовал центральный, а именно – кинестетический — аспект любви! Наташа и её молодой человек не только не имели интимных отношений, но даже и не прикасались друг к другу. Причём, инициатива дистанцирования каждый раз исходила от партнёра Наташи. Это казалось невероятным, но Наташа верила его словам о любви, — заверениям и признаниям, за которыми ничего не стояло.

Это пример дает наиболее яркое представление о фантастическом рассогласовании внутренних установок и ценностей, с одной стороны, и их реального «наполнения» – критериев, — с другой. Это вопрос о том, как вы знаете, что вы любите, и что вас любят? Как это подтверждается? Надежды и веры в этом вопросе явно недостаточно, — нужны конкретные чувственные знания-подтверждения. Именно наличие таких непосредственных знаний, свидетельствующих о своих ценностях и чувствах и подтверждающих их у себя и у своего партнёра, составляет основу психологической компетентности.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…

Примером таких чувственных знаний может быть нежность, чувство признательности, благодарности к партнёру, стремление быть вместе, стремление сокращать дистанцию, ощущение близости, «родства душ», доверие, желание заботиться, поддерживать, что-то делать для своего любимого… Важнейшим критерием благополучия в отношениях является ощущение самоценности: общество близкого вам человека повышает вашу значимость в собственных глазах. Эти чувственные критерии, естественно, являются ориентирами для понимания друг друга и для соответствующего поведения.

Каждый из нас располагает уникальным набором критериев любви (как и других важнейших ценностей: свободы, счастья, личного достоинства и др.). Чувственные критерии обязательно проявляются в поведении. Это означает, что люди по-разному ориентируются и ведут себя в ситуациях необходимости проявления своих чувств. То есть, в зависимости от своей психологической компетентности, поведение человека может выражать или не выражать ценность любви, — быть адекватным или неадекватным.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…

Необходимость проявления своих чувств есть всегда, когда люди живут вместе. Неадекватность в проявлении своих чувств говорит проблемных отношениях: человек не в состоянии ни понять, ни выразить свое отношение. Это вводит в заблуждение и его партнёра: как можно понять и в свою очередь адекватно реагировать на человека, который не знает, что он чувствует, не умеет проявить свои чувства? Люди, у которых нет внутренней согласованности между ценностью любви, критериями любви и умениями проявлять и выражать свою любовь, невольно создают хаос в отношениях. Некомпетентность в любви дорого стоит.

Думаю, не найдётся человека, для которого было бы неважно строить гармоничные и богатые отношения с близкими людьми. Хорошие отношения — не дар свыше, но плод усилий: в отношения нужно вкладывать и душу, и умение. О том, как развивать свою компетентность в построении близких отношений – в следующих выпусках газеты.

Проблемы поведения… Некомпетентность в любви…
Так же интересно:

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ? ПРИВЫЧКА К ПЕРЕЖИВАНИЮ.

КАК ЖИТЬ ПРАВИЛЬНО?.. ИЛИ «ДОЛЖЕН – НЕ ДОЛЖЕН». ОЦЕНКА.

КАК ПОЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ?.. ИЛИ «ПЕЧАЛЬНОЕ» САМОИЗНАСИЛОВАНИЕ

Рекомендуемые сообщения

Добавить комментарий