КАК НАЧАТЬ ДУМАТЬ

Если человек упорно о чём-то думает, то в итоге он, конечно же, до чего-то додумывается. «Если долго мучиться, — что-то да получится», — гласит народная мудрость. Однако, народ не утруждает себя «мысленными мучениями», предпочитает мучиться реально, то есть возникающие трудности переживать эмоционально. Одна из причин такого положения дел заключается именно в том, что большинство из нас не усматривает в трудных (тестовых) ситуациях мыслительную задачу. После того как ты «катапультировался» из проблемной ситуации (диссоциировался – перестал принимать в ней участие и переживать) – об этом как раз и идёт речь в прошлом номере нашей газеты – нужно обязательно обнаружить в этой тестовой ситуации мыслительную задачу.

Процесс думания (мышления) всегда начинается с реальной в нём необходимости. Реальная необходимость думать складывается не только из объективной необходимости выйти и трудной ситуации, но и из осознания такой необходимости. Осознание объективной необходимости осуществления действий, направленных на результат (выход) выражается в появлении соответствующего вопроса. Если у человека появляется конструктивный (направленный на изменение ситуации) вопрос, то это значит, что у человека проблемная ситуация превращается в задачу. Иначе говоря, если человек задаёт себе хорошие – конструктивные – вопросы, то это является надёжным признаком того, что у него есть мыслительная задача.

Итак, хороший вопрос – тот, который сформулирован как творческое задание для ума. Такие вопросы, естественно, запускают мышление, направленно на решение задачи (достижения результата). Вопросы, запускающие мышление, ориентированное на решение, я называюгенеративными. Генеративными вопросами являются те, которые человек задаёт сам себе из позиции установки на результат. Это вопросы:

  • Направленные на осознание собственных желаний в сложившейся тестовой ситуации. Надо отметить, что этот вопрос есть самый главный в списке. А звучит он просто: «И когда со мной это происходит, что я хочу (достичь, изменить?…)
  • Непосредственно ориентированные на построение образа результата (А каков бы в этой ситуации мог быть лучший результат?)
  • Направленные на получение доступа к информации о результате (А кто бы мог быть примером, образцом решения подобной ситуации?)
  • Ориентированные на определение ресурсов (на какие собственные способности ты можешь рассчитывать?)
  • Ориентированные на определение положительного смысла имеющейся проблемной ситуации (что ценного содержится в этой ситуации?)
  • Ориентированные на утилизацию и завершение ситуации (чему учит имеющаяся у тебя проблема; какие уроки можно было бы сделать…?)
  • Ориентированные на позитивные эффекты решения данной проблемы (что изменится, что улучшится вследствие завершения этой ситуации?)

Легко заметить, что, задавая самому генеративные вопросы, мы обеспечиваем себя важной информацией о результате, о смыслах и эффектах, о возможностях, — ресурсах нашего опыта.Представьте себе, как изменится Ваша жизнь, дорогой читатель, когда Вы овладеете навыками диссоциации и навыками задавания себе хороших вопросов. Смею утверждать, что тестовые ситуации перестанут быть однозначно нежелательными и проблемными. У людей меняется отношение к трудностям, когда они овладевают этими навыками. Трудности теряют статус объективности, то есть люди начинают понимать, что любая трудность, которая обнаруживает себя в очередной тестовой ситуации, это не есть проявление каких-то внешних враждебных сил.

Трудности – это субъективное образование. Это мы так реагируем – переживанием — по поводу сложных или необычных требований к нашей способности адекватно ориентироваться и действовать. Понятно, что если мы в каких-то ситуациях не в состоянии адекватно ориентироваться и действовать, то возникают трудности – переживания по поводу того, что мы не справляемся с ситуацией. Но именно это то и ценно: раз мы с чем-то не справляемся, стало быть, здесь что-то новенькое, что я ещё не знаю и не умею. И я могу что-то важное узнать и чему-то полезному научиться.

Часто, даже только самого понимания того, что в какой-то трудности содержится творческая задача, бывает достаточно, чтобы «перестать беспокоиться и начать думать». Я предлагаю на своих консультациях людям подумать об ответах на названные выше вопросы. Для многих это очень непривычно. И зачастую они даже не могут понять, о чём я их спрашиваю. Например, молодая женщина находимся в состоянии хронической обиды на своего мужа, который не уделяет ей должного внимания. Когда я прошу ответить на вопрос о том, что же ценного содержится в такой её эмоциональной реакции, она теряется и не может ничего ценного обнаружить. Внутренне она не может согласиться с самой постановкой вопроса о том, что в такой ситуации может быть для неё что-то ценное. Однако в ходе нашего общения она быстро начинает понимать суть вопроса. Ценное здесь — этот тот смысл, который содержится в её обиде на мужа. Конечно же она легко находит ответ: почувствовать уважение прежде всего к себе самой. Такой ответ удивляет её, поскольку она, вроде бы и не теряла в контексте отношений с мужем самоуважения. Далее я предлагаю ей из состояния самоуважения и самоценности переоценить характерные эпизоды, когда она обижается на своего мужа. И этот приём расставляет точки над i: обида не просто не возникает, но даже вспомнить о ней она не может.

Многие люди хотели бы научиться иначе реагировать на возникающие трудности. То есть научиться произвольно в себе кое-что менять. Однако, самого желания недостаточно, нужно ещё и знать направление желаемого изменения (результат). Тогда, чтобы управлять процессом желаемых изменений, важно организовать процесс  поиска желаемого состояния. Для этого нужно овладеть искусством обнаруживать в определенной трудности мыслительную задачу и задавать самому себе генеративные вопросы, ориентирующие нас в пространстве желаемых изменений.

Мы тем самым управляем нашим вниманием. Организуя наше мышление на поиск необходимой для решения информации при помощи генеративных вопросов, мы помещаем себя в пространство более высокого качества жизни. Это пространство жизни, конечно же, пока виртуально, но информационной пространство, в которое мы входим, используя генеративное мышление, абсолютно реально!

Recent Posts

Leave a Comment