ГЕНЕРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

МОТИВАЦИЯ ГЕНЕРАТИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Что заставляет людей сознательно ставить цели личностного роста, «расти над собой»? Низкая самооценка? Неудовлетворённость обстоятельствами? И это, конечно, тоже. Это и многое такое другое побуждает людей «заниматься собой». Но в этой мотивации личностного роста содержится также какое-то таинственное, я бы сказал, божественное – нуминозное содержание. Движет ли здесь людьми неуёмный исследовательский азарт или же они вдохновляются уже спонтанно обнаруживающей себя красивой и заманчивой перспективной? Я полагаю, что эти два составляющих мотивации генеративности взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Одно без другого невозможно. Мотивация творчества как процесса и мотивация предвосхищения творения как результата — есть разные стороны мотивации генеративности.

В случае генеративного мышления мы оказываемся на территории полной неопределённости, территории неведомого и сампроцесс мышления есть магия волшебства придания формы этому неведомому. В этом — суть творчества. Появление структуры из бесформенного изначально материала означает возникновение чего-то принципиально нового, которому ещё нужно дать имя. Оказывая генеративное внимание самому себе, мы тем самым наилучшим, то есть прямым и непосредственным образом соответствуем главной библейской заповеди: «Возлюби творца своего всем сердцем и разумом и ближнего своего как себя самого». Соответствуем в смысле «возлюби…».

Мне представляется, что природу такой мотивации сознательного управления личностными изменениями следует искать в общем для практически всех видов мотивации стремлении восполнять перманентно возникающий дефицит качества жизни. Любой вид мотивации, — в том числе и мотивации и «заниматься собой (самосовершенствование, самоактуализация, саморазвитие …) как раз и есть стремление ликвидировать некоторый дефицит качества жизни.

«Дефицит качества» — категория, которую я ввожу для понимания психологического механизма актуализации цели. Цель становится актуальной, если человек испытывает дефицит определённого качества жизни. Именно дефицит качества как феномен переживания необходимости, долженствования или интереса позволяет дать полное понимание связей потребностей человека, его мотивации и целей. Дефицит качества гарантированно выводит нас на такое явление как ценности. Сам же феномен дефицита определённого качества непосредственно выражается в так называемыхпотребностных состояниях. Главная функция потребностного состояния – снять дефицит качества и обрести ценностное состояние. В этом состоит природа любого вида мотивации. В том числе и мотивации личностного роста и творчества. Как раз именно эти виды мотивации в рамках закономерностей «снятия дефицита качества» весьма специфичны для природы человека.

Размышляя о природе собственно «человеческого в человеке», следует выделить только человеку присущую способность к сознательному генеративному мышлению и поведению. Я утверждаю, что именно генеративное мышление и поведение как раз и восполняет возникающий в процессе развития дефицит творчества. Дефицит творчества возникает во всех тех трудных тестовых ситуациях, где есть состояние тупика. Творчество тогда выступает как важнейшая ценность, — как качество искомой и желаемой перспективы в трудных и «тупиковых» ситуациях. Творчество есть процесс, открывающий решение проблемы как эвристической задачи и выступающий тем самым как экстраполяция и предвкушение перспективы такого решения.

Тупиковые состояния, апеллирующие имманентно к творчеству и тем самым актуализирующие необходимость генеративного мышления, разнообразны. Континуум их проявления: от ощущения безысходности и безвыходности, «выученной беспомощности», бессмысленности, скуки, апатии и безразличия, до неосознаваемых в большинстве своём состояний зависимости, безволия, лени…. Тем не менее, несмотря на неисчислимое их множество, природа «внутренних тупиков» одна и та же – фиксация на трудностях тестовой ситуации. Эта фиксация и формирует «фундаментальную нереалистичность жизнерадостных перспектив» и отсутствие «золотой жизнерадостной воли». Наиболее ярко тупиковые состояния проявляются в функциях нашего внутреннего саботажника, — интегральный образ субличности, уводящей внимание от ценностных аспектов дефицита качества жизни в той или иной конкретной тестовой ситуации.

Ригидная, а стало быть, дегенеративная личность, репрезентирует тупик «в силу фиксации». То есть, в силу физической слабости (болезненности), плохого самочувствия (фактор телесности), низкой эмоциональной культуры и неспособности управляться со своими эмоциями. Тупиковые состояния воспроизводятся как функция нашей ментальности и убеждений. Низкая культура мышления, отсутствие системности и веры формируют внутренние тупики (сравним: «тупица», «тупой», «тупить»). Очень сильным фактором репрезентации такой личностью своих тупиковых состояний является привычка тупить. К сожалению, опыт нам дан не только для выводов и уроков, но и для (само)воспроизводства. «Несчастный опыт воспроизводится автоматически, счастливый – произвольно и с большим трудом». Это и понятно, так как опыт, основанный на воспроизводстве фиксированных состояний, организован примитивно и как бы по шаблону. Таким шаблоном выступает небезызвестный внутренний диалог

Наконец, в широкой, хотя и явно нежелательной систематической практике воспроизводства тупиковых состояний участвуют так называемые вторичные выгоды от «застреваний» и фиксаций. Как показала моя более чем 20-летняя психотерапевтическая практика, а также практика моих коллег – психологов и психотерапевтов разных направлений, для персонального бессознательного человека часто бывает «выгодно», чтобы он был «дегенератом». Именно такие категории как «комфорт», «стабильность», «безопасность», «защищённость», «предсказуемость и определённость» выступают в качестве внутренних глубинных ориентиров, заводящих человека в тупик.

Оказываясь в тупиковых состояниях, будучи дезориентированным и безвольным, человек нуждается в особых формах активности. В этом случае имеет прямой смысл говорить о генеративной работе личности над собой. Надо отметить, что именно генеративная работа над собой и составляет суть так называемой самоактуализации. Мотивация самоактуализации личности – есть, по сути, мотивация генеративности. Это особенный вид мотивации, — «чисто человеческий», если можно так выразиться, Он состоит в сознательных желаниях и стремлении использовать творческий потенциал генеративного мышления для совладания с возникшими в тестовых ситуациях трудностями.

Мотивация генеративности характерна исключительно для зрелых и творческих личностей. Сам характер такой мотивации свидетельствует об отношении к трудностям как дефициту определённых возможностей и ценностей. Именно отношение к трудностям как дефициту качества ценностей и возможностей позволяет зрелой личности вдохновляться и мотивировать себя открывающимися перспективами. Перспективы решения трудных тестовых ситуаций – это есть актуализирующиеся в процессе мотивации генеративности качества и возможности человека. Короче говоря, зажигаясь новыми возможностями, человек приобретает новые свойства личности и качества жизни.

Генеративная работа личности над собой заключается в сознательном извлечении и практическом использовании ценностного содержания тестовых ситуаций, имеющих изначальный смысл тупика. Такое понимание трудных жизненных ситуаций как весьма ценных, и соответствующее к ним отношение — как вдохновляющим эвристическим задачам — требует значительной подготовки (мировоззренческой зрелости, системного понимания и реальной компетентности в области использования законов бытия и самоорганизации). Эта внутренняя (мыслительная) и поведенческая активность возможна для зрелой и творческой личности. Более того, такой вид самоорганизации – генеративная самоорганизация и только и возможен для самоактуализирующейся личности.

Ядром мотивации генеративности и, соответственно, генеративной самоорганизации является момент творческой экстраполяции решения более высокого порядка, чем исходные условия тестовой ситуации, создающие состояние тупика. «Тупик – всегда в голове». В исходных условиях тестовой ситуации, которая изначально воспринимается как тупиковая, как раз и содержится указание (хоть и в таком замаскированном скрытом виде — в виде переживания тупика) на счастливое решение и открывающиеся в связи с этим «радужные перспективы». Мотивация генеративности, энергия которой задана творческим предвосхищением обнаруживающихся возможностей выхода из тупика и на соответствующих перспективах, «снимает тупиковую фиксацию».

Человек тогда принимает вызов, который «бросает ему его личностная эволюция», если можно так выразиться. И, как личность, занимающая «позицию творца собственного счастья» — генеративную позицию — оказывается достойным этого вызова. Суть самоактуализации личности – каждый раз оказываться достойным эволюционного вызова. Это как раз про то, как быть вовремя в нужном месте в нужном состоянии.

Recent Posts

Leave a Comment