ГЕНЕРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ В ПСИХОТЕРАПИИ

Одной из примечательных особенностей современного состояния психотерапии в России являетсястремительное расширение её собственных границ за счёт интеграции разнообразных направлений, школ, течений, — подходов и методов. Интегративные — центростремительные — тенденции порождают, на мой взгляд, необходимость осмысления современной психотерапии как целостного явления, понимания закономерного и существенного её содержания

Интегративность обеспечивается внутренними и сущностными силами — характерными особенностями самой психотерапии. Психотерапия как явление, говоря другими словами, по своей сути основана на общих для всех её модальностей закономерностях.

Реальным ответом на необходимость осмысления психотерапии как целостного явления, как мне представляется, является возникновение внутри психотерапии некой дисциплины, как раз и претендующей на выделение и описание феномена целостности, существенности и тем самым инвариантности любой психотерапевтической модальности. Каждая модальность в данном аспекте становится частным случаем, проявляющим и реализующим возможности целого в своих специфических подходах и методах. Вполне понятно, что такая интегративная модель психотерапии только выигрывает от включения в неё всё новых методов. Справедливо и другое: каждая модальность, каждый терапевтический метод также только обогатится пониманием этих общих закономерностей.

На мой взгляд, такой интегративной дисциплиной, способной взять на себя функции обнаружения, объяснения и использования закономерностей единого целого в разнообразии методов является так называемая генеративная психология и, соответственно, генеративная модель в психотерапии. Я утверждаю, что генеративная модель оказывается в состоянии описать общие и тем самым инвариантные особенности и закономерности любого метода психотерапии.

Суть психотерапии — управление целесообразными изменениями в проблемном пространстве клиента. Эта суть — для всех модальностей и каждого из многообразных методов психотерапии. Суть психотерапии как раз и выражает общие особенности, характерные для любого метода психотерапии, любой её модальности. Они должны быть представлены в виде мета структур, — своеобразных мета психических новообразованиях, появляющихся у клиента в результате психотерапии. Эти мета психические новообразования, отражающие универсальное содержание каждого метода, следует искать, на мой взгляд, в особенностях управления целесообразными изменениями в проблемном пространстве клиента (пациента).

В свете настоящего подхода расставляются некоторые точки над «i». Получается, что поскольку суть любого психотерапевтического метода инвариантна — достижение желаемых изменений, то его специфические модальные характеристики представляют всего лишь конкретный путь или способ управления изменениями и достижения желаемых изменений.

Общие закономерные, базовые и тем самым, сущностные особенности, объясняющие интегративные, центростремительные тенденции психотерапии, следует искать в теории и практике управления изменениями и управления развитием личности. Суть такого (развивающего) управления — в организации активности клиента для получения новых психических образований. Порождение же нового — это есть процесс генеративности.

Психотерапия фактические есть генеративный процесс, то есть процесс порождения нового, — новых психических образований в структуре личности пациента или клиента. Благодаря этим новообразованиям клиент оказывается способным к успешной адаптации к требованиям тестовых ситуаций, и, тем самым, к высокому качеству жизни в ранее проблемном для него контексте.

Я выделяю следующие мета психические новообразования клиента в результате терапевтического процесса:

  • Появление нового смысла проблемы за счёт её системного видения ( устойчивые ценностные ориентиры и смысловые опоры) — новое видение, новые цели и перспективы;
  • Появление в структуре опыта клиента мета структур (навыки системной ориентировки в подобных проблемных ситуациях, навыки саморефлексии и самоорганизации) — толерантность, психологическая устойчивость к негативным факторам, адаптивность;
  • Повышение когнитивной сложности и выход на более высокий уровень личностной зрелости (трансценденция относительно автономных ранее, но противоречивых и даже конфликтных субличностей). Субъект становится способным к большему разнообразию и вариативности за счёт усиления креативности.
  • Явление синергии и повышение общего энергетического потенциала субъекта, его физического тонуса и общего состояния здоровья и активности ….

Очевидно, что активность клиента направлена на присвоение новых форм опыта. Новое по сравнению с проблемным видение, понимание, отношение, новое адекватное поведение позволяет адаптироваться к сложным ранее обстоятельствам и условиям жизни. Это, естественно, оказывается возможным за счёт обретения клиентом соответствующих внутренних психологических и внешних поведенческих структур. Активность клиента, направленная на присвоение новых форм опыта, является по сути генеративной активностью, то есть активностью на расширение карты и формирование новых возможностей. Клиент в своём запросе прямо так и заявляет: «хочу научиться владеть собой», «хочу научиться спокойно реагировать на критику», «хочу обрести состояние уверенности в общении с начальником», «хочу научиться планировать своё время» и т.п. То есть в известном смысле это на самого себя направленная учебная активность. Клиент учится по новому жить.

Появление этих новых психических образований у клиента в результате психотерапии даёт ему новый статус полноценного субъекта собственной жизни и тем самым предоставляет ему бесценную возможность конструктивного разрешения трудностей. Он оказывается способным принять вызов, который бросает ему жизнь и творчески пройти тест проблемной ситуации. Это означает выход на более высокий уровень личностной зрелости и качества жизни.

Мета психические образования, появляющиеся в ходе психотерапии, свидетельствуют о том, что субъект приобрёл способность к генеративному мышлению. Только генеративное, а не фрагментарно-стереотипное мышление характеризует человека как зрелую личность. И именно психотерапевтическое взаимодействие открывает для него такую возможность. Поэтому в самом психотерапевтическом процессе следует искать ресурсы и средства для формирования генеративного мышления клиента.

Генеративная модель в психотерапии — это модель описания условий и способов организации психотерапевтом генеративной активности клиента для решения актуальной проблемы и формирования у клиента способности к самостоятельному генеративному мышлению. Тогда оказывается, что главной «терапевтической составляющей» любого метода становится способность психотерапевта к моделированию и внедрению модели желаемого состояния и способов его обретения клиентом. Любой терапевтический метод (модальность) с позиции генеративной модели предоставляет характерные для него специфические средства для такого моделирования.Используя имеющиеся в своём распоряжении средства, представитель конкретной психотерапевтической школы на деле в главном осуществляет «миссию генеративности».

Recent Posts

Leave a Comment