ФЕНОМЕН ГЕНЕРАТИВНОГО РАСШИРЕНИЯ (по мотивам выступления на клубе «Опыт мастерства»)

Генеративность, — что это за явление такое? Явление генеративности известно как момент расширения, то есть как появление новых смыслов, нового понимания бывшей ранее проблемной — исходной ситуации и новых возможностей в целом. Это связано с развитием человека. В силу развития каждый из нас неизбежно оказывается в тестовых ситуациях. Эти ситуации каждый раз потому и тестовые, что бросают нам вызов. Вызов состоит в том, что в этих тестовых ситуациях обозначается некоторое новое содержание нашего опыта, которое нам нужно обязательно освоить. То есть тестовые ситуации фиксируют момент необходимости и при этом обязательности освоения нового. Такова логика развития: человек в процессе жизни должен справляться со всё более сложными требованиями.

Таким образом, тестовые ситуации, будучи центральным свойством развития человека, оставляют ему выбор из двух вариантов: либо справиться с более сложными требованиями и тем самым овладеть новым содержанием, либо нет. Если человек справляется с тестовыми ситуациями, то происходит генеративное расширение, если не справляется, то он получает своё страдание. Я полагаю, что практически в каждом случае люди страдают (болеют, эмоционально «застревают», теряют чувство такта, меры и пр.) исключительно только потому, что как раз они оказываются несостоятельными для генеративного расширения. Любая симптоматика есть непосредственное выражение этой несостоятельности.

Каждый может оказаться в одной из двух типов тестовых ситуаций. Первый тип тестовых ситуаций характеризуется принципиальной новизной: человек впервые сталкивается с некоторой трудностью (первые шаги, первый проступок и первые наказания, первые знакомства. «первый раз в первый класс», первая покупка, первый поцелуй, первый выговор, первое повышение…). Огромное число принципиально новых тестовых ситуаций существенно уменьшается по мере взросления человека.

Мне представляется, что фактор новизны крайне важен для благополучия и развития человека. Стремясь к определённости, стабильности и комфорту, люди оказываются в консервативной и информационно обеднённой среде. Известная в психологии «зона комфорта» как раз и характеризуется существенным уменьшением «радикала новизны» и увеличением уже известных и тем самым стандартных вариантов взаимоотношений с обстоятельствами обыденной ситуации. Опора на стандартные схемы восприятия и поведения неизбежно приводят к рутине и скуке.

Второй тип тестовых ситуаций как раз и связан со стандартизацией и консерватизацией мышления. Суть их в том, что это именно типичные, характерные для личности ситуации. В этих ситуациях человек систематически «наступает на одни и те же грабли». Для каждого человека есть свои типичные для него трудности, которые он воспроизводит с поразительной методичностью. В этом смысле уместно высказывание: «Скажи мне о твоих трудностях, и я скажу тебе, кто ты».

Это есть трудности «незавершённых гештальтов» — ситуаций, в которых систематически воспроизводится глубинное намерение получить некоторое благо и одновременно с этим — невозможность это сделать имеющимися у личности способами. «Незавершённый гештальт», — термин, который часто используется психологами различных направлений для объяснения несостоятельности человека в тестовых ситуациях, есть психологический эквивалент его инвалидности как субъекта собственных потребностей и интересов.

Каждый раз, оказываясь в тестовой ситуации, возникающей по причине незавершенных гештальтов автоматически происходит актуализация так называемых фиксаций. Наше внимание буквально фиксируется в силу вышеуказанной незавершенности (и, стало быть, поэтому необходимости завершения) определённой жизненно важной ситуации. Тем самым мы невольно каждый раз возвращаемся к неблагоприятным ранее жизненным обстоятельствам. Анализируя особенности процесса фиксирования личности на трудностях незавершённых гештальтов, естественным образом напрашивается вывод о природе необходимости каждый раз практически заново эти трудности воспроизводить и переживать. Как мне представляется, природа такого рода трудностей заключается в глубинном стремлении нашего бессознательного привлечь сознательное внимание и мышление субъекта, чтобы всё-таки в конце концов «завершить незавершённый гештальт». То есть получить решение содержащееся в таких ситуациях и, что самое главное, опыт овладения этими ситуациями.

Трудности нужны для развития. Благодаря преодолению трудностей субъект приобретает соответствующие умения и навыки конструктивно действовать в сложных обстоятельствах и принимать вызов соответствующих тестовых ситуаций. Собственно говоря, в появлении эти новых психологических свойства как раз и заключается феномен генеративного расширения.

Изучая явление генеративности на материале успешных случаев психологического консультирования и психотерапии в течение уже более двадцати лет моей практики оказания психологической помощи людям, мне удалось сформулировать некоторые важные положения, которые касаются закономерностей преодоления человеком своих трудностей и психологических проблем. Эти положения в настоящее время характеризуют принципиально новую модель работы психолога-консультанта и психотерапевта. Речь идёт о генеративной модели в психологическом консультировании и психотерапии.

Я предлагаю следующие основные положения, характеризующие мои мою позицию относительно генеративного расширения в процессе работы с психологическими проблемами человека:

  • Люди нуждаются в развитии больше, чем в избавлении от страдания (традиционно — лечении);
  • Смысл страдания (симптома) не в избавлении от страдания, а в решении связанной с ним проблемы.
  • Если «что-то не так» (симптом), то это есть актуальная необходимость сделать нечто, чтобы «стало так как надо»
  • Болеют и страдают ( в т.ч. и физически) не «потому что» а «для того, чтобы» или «ради того, чтобы».
  • Любой симптом имеет явно или неявно выраженную целевую функцию (так называемое «позитивное намерение»);
  • Практически каждый симптом связывается со «вторичными выгодами», что делает его устойчивым;
  • Целевая функция симптома и система его приспособительных вторичных выгод составляют ценностную базу симптома, его эволюционный смысл;
  • Смысл любого симптома (страдания) — это всегда эволюционный смысл.
  • Любой вариант решения психологической проблемы есть «расширение карты», — увеличение возможностей (мета психические новообразования) и т.о есть момент эволюции, развития;
  • «Расширение карты» — это реализация эволюционного потенциала симптома посредством достижения желаемых изменений.
  • Психотерапия есть процесс управления целесообразными изменениями. Генеративная психотерапия — это система управления, специально использующая закономерности эволюционного расширения карты клиента.

Жизненный путь каждого из нас представляет собой непрерывный поток количественных и качественных изменений. Это — эволюционный процесс. Тестовые ситуации, характеризуемые возникающими на этом пути трудностями и соответствующими тестовыми моментами, являются, образно говоря, своеобразными «узкими местами». Во многих случаях они способны исказить этот эволюционный поток и даже определять инволюционные тенденции. В этих случаях имеет смысл говорить не просто о «застреваниях», но об устойчивых фиксациях — «нозологических формах жизни», ведущих к деградации. Центральным условием в возникновении «нозологических форм жизни» являются дегенеративные установки личности. Эти установки выражаются в негативных убеждениях, деструктивных оценках и соответствующем поведении человека. Это те тестовые моменты, когда человек нуждается в психологической и психотерапевтической помощи. Суть этой помощи заключается в актуализации генеративных установок и инициации генеративного мышления личности. В этом смысле лечение — это помощь в развитии.

Recent Posts

Leave a Comment