АУТЕНТИЧНЫЙ ВЫБОР КАК БЫТИЕ В ТЕМЕ

Для многих людей в наше непростое время чрезвычайную остроту приобретают вопросы содержательности и смысла жизни. В прежние эпохи эти вопросы либо не имели такой остроты, либо вообще не ставились (к примеру, в эпоху господства коммунистической идеологии и примата коллективизма над индивидуальностью). Эти вопросы затрагивают основные и главные для каждого – витальные — категории – это суть, природа и жизненные критерии подлинности и аутентичности человека. Очевидно, что это не просто абстрактные философские категории (типа «добро» или «зло») коих немеренно наплодила за всю историю своего развития философская мысль. Эти категории – критерии нашего жизненного благополучия.

Крайне любопытно и чрезвычайно важно то, что личностное и даже физическое благополучие подавляющим большинством наших взрослых современников напрямую связывается с этими категориями. Получается, что в нестоящее время человек благополучен, стабилен, успешен, доволен жизнью и счастлив, если главными в его системе ценностей оказываются критерии подлинности, естественности и аутентичности.

Как мы знаем о том, что мы благополучны? Что с ними всё в порядке, несмотря на множественные перипетии повседневности и то, что с нами происходит, — по большому счёту и должно происходить? Вспоминается старый анекдот на эту тему:

В поезде в одном купе едут священник и бизнесмен. Бизнесмен сразу открыл ноутбук, начал работать с документами. Священник посмотрел на него, подумал, потом говорит:

— Сын мой, а не прогуляться ли нам до вагона-ресторана, посмотреть, что в меню?

— Нет, батюшка, не голоден я.

Священник идёт в ресторан один. Через час возвращается довольный и улыбающийся, в руке несёт бутылку дорогого коньяка.

— Сын мой, а не отведать ли нам этого пятизвёздочного напитка?

— Нет, батюшка, простите, не пью.

Священник наливает себе полстакана коньяку, смакуя, медленно выпивает. Вытирает губы, выходит в коридор. Через пятнадцать минут заходит обратно.

— Сын мой, через одно купе от нас две молодые миряночки едут. Может быть, заглянем к ним в гости, побеседуем о высоком?

— Нет, батюшка, я женат, да и с документами мне работать надо.

Священник берёт со стола бутылку коньяка, выходит. Возвращается уже под утро, довольный, как мартовский кот. Бизнесмен, который всё это время работал, поднимает на него глаза.

— Скажите, святой отец, как же так? Я вот не пью, не курю, блюду свой моральный облик. Работаю как вол. Неужели я неправильно живу?

Священник вздыхает.

— Правильно, сын мой. Но зря…

Было бы действительно смешно, как в этом анекдоте, если бы не было так печально. Ситуация эта вызвана дефицитом так называемого аутентичного выбора у многих современных весьма достойных субъектов – заложников собственных представлений. И как следствие – заложников собственного бизнеса, собственной семьи, отношений с близкими, с собственными детьми …. Иногда этот тип зависимости от собственных представлений психологи называют простым и неблагозвучным словом – перфекционизм. Перфекционизм – ориентация во всём на идеальные и совершенные формы и, соответственно, аналогичные достижения. В основе перфекционизма лежит глубинная тревога и чувство личностной несостоятельности. Посредством перфекционистских тенденций и устремлений субъект создаёт чрезвычайно мощное напряжение для себя и для других. И он благодаря этому действительно может реально чего-то в жизни достичь. Однако практически ни в каких случаях своим даже экстраординарных достижений он не чувствует, что благополучен и счастлив.Стресс перфекционизма, который он же и создал своими идеалистическими и по большему счёту галлюцинаторными устремлениями, никак его не опускает, даже в случае серьёзных социальных достижений….

Аутентичный выбор – категория, которую я ввожу для понимания личной ответственности человека за своё благополучие. В своей книге «Психология счастья: всё значительно проще» / П.Ф.Силенок. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 254 с. я провожу центральную идею природы счастья и благополучия человека: «каждый из нас целиком несет ответственность за точность и полноту понимания происходящего с ним. Для этого необходимо научиться думать: оперативно «включать мышление» в трудных (проблемных), тестовых моментах. Тогда конструктивное преодоление трудностей превращается в отдельную самостоятельную творческую мыслительную задачу».

Несмотря на кажущуюся сложность в понимании природы аутентичного выбора и определении его критериев как ориентиров благополучия и счастья, ситуация упрощается существенно, если принять во внимание сам феномен благополучия не с философски-теоретической какой-либо доктрины, а с эмпирически-эпистемологической точки зрения. Мне этот подход представляется значительно более продуктивным, чем умозрительный. Я утверждаю, что каждый из нас точно знает о своём аутентичном выборе: делаем ли мы в каждый данный момент то, что лучше всего стоит делать для собственного развития и, соответственно, происходит ли с нами те события, которые поддерживают нашу самоактуализацию, или же нет. Это вопрос чувствительности и концентрации нашего внимания на аутентичных критериях.

Эмпирически благополучие легко обнаруживается в трёх тесно взаимосвязанных сферах индивидуальности: тело – душа – духовность. Соответственно, предметом нашего аутентичного выбора становятся особенности и характеристики собственной

  • Телесности
  • Душевности
  • Духовности

Каждая из указанных и взаимозависимых и соподчинённых сфер нашей индивидуальности есть относительно самостоятельная система критериев аутентичного выбора. Проще говоря, ориентируясь на предлагаемые выше сферы благополучия, мы можем определиться с выбором:

  • как себя чувствовать (фактор телесности),
  • насколько полноценны и содержательны будут наши отношения с людьми и обстоятельствами собственной жизни (фактор душевности) и
  • какими смыслами мы наделяем и освещаем свою жизнь в целом и каждую её тестовую ситуацию (фактор духовности).

В чём основная творческая задача организации и реализации аутентичного выбора? Это мыслительный эксперимент, который можно идиоматически озвучить следующим образом: в теме ли мы в данный момент? Находимся ли мыв теме, или же мы на обочине — вот главный фокус внимания для развивающейся личности. Каждый из нас в каждый момент точно знает на правильном ли он пути или нет. Стоит напомнить о сигналах конгруэнтности. Нужно только задать самому себе этот вопрос: а то ли именно с тобой происходит, что должно происходить с позиции наилучшего – твоего аутентичного выбора. И мы, конечно же, сразу же получаем стопроцентный достоверный ответ. Ответ от нашего мудрого бессознательного. Это самый главный вопрос, который можем задавать для самоактуализации и самый главный ответ, который мы можем для этого получить. Если «на обочине» – то дело личной компетентности и техники, как выровнять ситуацию в рамках конгруэнтности – аутентичности — тело – душа – дух.

Бытие в теме – это бытие в гармонии с собственным эволюционным проектом. Эволюционный проект – метафора, позволяющая осознать наличие как бы изначального предназначения каждого человека в каждом контексте и в жизни в целом. Осознание априорного эволюционного проекта предполагает ответственность субъекта за воплощение этого проекта, — то есть ответственность за самоактуализацию. Аутентичный выбор в сфере трёх измерений нашей индивидуальности – и есть способ творческой реализации этой ответственности в форме обретения благополучия и счастья.

Recent Posts

Leave a Comment